Депутат Государственной Думы, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту обратился к Главному судебному приставу России Дмитрию Аристову, Генеральному прокурору России Юрию Чайке, Министру транспорта Максиму Соколову и главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову с требованием в кратчайшие сроки установить шумозащитные экраны вдоль железнодорожных путей, проходящих через целый ряд поселков Колпинского района Санкт-Петербурга. Накануне Санкт-Петербургский городской суд постановил удовлетворить иск Санкт-Петербургского транспортного прокурора об обязании ОАО «РЖД» произвести за свой счет шумозащитные мероприятия в поселках Понтонный, Усть-Ижора, Петро-Славянка, Металлострой в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение вступило в законную силу, но суд дал ответчику полугодовой срок для исполнения обязательств по иску. Михаил Романов уверен: жители соседствующих с железной дорогой домов не должны страдать от шума и вибрации еще шесть месяцев.
Со дня запуска скоростного «Сапсана» в 2009 году постоянные грохот и тряска от проносящихся мимо поездов сделали жизнь в домах в посёлке Петро-Славянка, расположенных вблизи железнодорожных путей, крайне некомфортной. В поселках Понтонный, Усть-Ижора, Петро-Славянка, Металлострой транзитом проходят товарные составы. Жители говорят: живем, как будто сами куда-то все время едем: стук колес не дает спать, а от вибрации мебель вместе с посудой и утварью ходят ходуном.
Дело в том, что архитектура жилых домов, построенных в 1950-х - 60-х годах, не была рассчитана на соседство со сверхперегруженной веткой, которая соединяет Санкт-Петербург и Москву. А сама конструкция железнодорожных путей 1905-го года постройки, разумеется, не соответствует советским санитарным нормам, по которым возводились ближайшие к путям дома.
В 2016 году массовые жалобы жителей Михаил Романов передал Генеральному прокурору Юрию Чайке, главе Роспотребнадзора Анне Поповой и руководителю ОАО «РЖД» Олегу Белозерову. Отдельное обращение парламентарий направил Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко.
-- ОАО «РЖД» с самого начала не оказывало никакого содействия в разрешении сложившейся ситуации, ссылаясь на то, что дома вдоль путей заведомо строились с нарушением санитарно-эпидемиологических норм. То есть нарушения были допущены еще в 50-х годах и теперь, спустя шестьдесят лет, ОАО «РЖД» якобы не обязано за свой счет принимать меры для снижения их негативного воздействия. Но я уверен, что установление фактов нарушений при строительстве зданий вдоль железной дороги не может считаться уважительной причиной несоблюдения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Люди живут в этих домах, а скоростные поезда вот уже девять лет делают их жизнь невыносимой. Поэтому предоставленная судом железной дороге шестимесячная рассрочка исполнения обязательств не устраивает жителей домов у железной дороги. Мы должны защитить права тысяч колпинцев, -- говорит Михаил Романов.
В своих обращениях парламентарий подчеркивал, что согласно закону жилые помещения, находящиеся в домах, расположенных на территориях, где превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности, (в т.ч. наличие шума, вибрации), следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными решениями невозможно минимизировать критерии риска. Парламентарий ссылался на законодательные нормы, утверждающие, что хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, может осуществляться только при условии обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
-- Законодательством предусмотрена обязанность финансирования юридическими лицами, чья деятельность может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению негативного воздействия на нее и устранению последствий этого воздействия, -- уверен парламентарий.
Эту позицию Михаил Романов озвучил и год назад, в апреле 2017 года, на заседании Транспортного совета при Правительстве Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, который заслушав доклад парламентария о сложившейся ситуации, рекомендовал РЖД рассмотреть возможность реализации мероприятий по защите здоровья граждан, проживающих вдоль путей, от производимых поездами шумов и вибрации.
Совет также опирался на результаты проверки, которую провела Северо-Западная транспортная прокуратура, куда было перенаправлено обращение Михаила Романова, совместно со специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Управления Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу, представителями Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского ЛУ МВД на транспорте. Экспертиза выявила в поселках Колпинского района превышение допустимых норм шума от источников деятельности железнодорожного транспорта. На основании результатов этой проверки Санкт-Петербургская транспортная прокуратура и приняла решение о принуждении ОАО «РЖД» к проведению шумозащитных мероприятий в судебном порядке.
Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Тогда Санкт-Петербургский транспортный прокурор обжаловал это решение в городском суде Санкт-Петербурга. Депутат Михаил Романов оказал консультативную помощь по позиции прокуратуры, Администрации Колпинского района и муниципалитетов, участвовавших в судебном процессе. Позицию сторон была скорректирована, и в апелляционной инстанции прокуратура выиграла процесс.
Только через год было принято радующее жителей Колпинского района решение.
-- Даже, если ОАО «РЖД» обжалует постановление городского суда, я уверен, оно устоит в следующей инстанции. Но я надеюсь на то, что железная дорога не дожидаясь этого, уже в ближайшее время за свой счет возведет защитные сооружения вдоль путей. Это значительно повысит качество жизни нескольких десятков тысяч жителей Колпинского района, -- считает Михаил Романов.