Интернет сегодня проник практически во все сферы деятельности человека. Мы работаем через интернет, общаемся, заказываем еду и совершаем покупки. Но как обезопасить себя от мошенников, приобретая товар в Сети? Сейчас разберемся.
Причины популярности интернет-магазинов лежат на поверхности:
- не нужно тратить время на поход или поездку, поиск нужного товара;
- нет привязки к времени работы магазина: покупку можно оформить в любое время суток;
- товары имеют подробное описание, тогда как в обычном магазине не каждый продавец может дать исчерпывающую информацию о товаре;
- нет никаких очередей;
- стоимость товара ниже, так как нет накруток на оплату аренды площади магазина и работы продавцов;
- удобный поиск по заданным параметрам (производитель, цена);
- комфортные домашние условия поиска и выбора.
Как это работает?
В целом алгоритм покупки в интернет-магазинах схож. Сначала необходимо зарегистрироваться на сайте магазина, хотя это не всегда обязательно. Для авторизованного пользователя процедура оформления обычно гораздо проще, быстрее и действует система накопительных скидок.
Найдя интересующий товар, нужно добавить его в корзину. Затем пользователь должен перейти в свою корзину, проверить все позиции, количество единиц товара, убедиться в правильности заказа и суммы и оформить заказ. После нажатия кнопки «оформить» (или «подтвердить заказ») покупателю будет предложено выбрать способ доставки, оплаты, указать контактные данные (адрес доставки, телефон) и оставить, если есть желание, какой-либо комментарий к сделанному заказу.
Далее необходимо оплатить заказ — наличным или безналичным способом. Наличная оплата производится в офисе магазина или курьеру в момент доставки товара. Безналичный расчет осуществляется по счету, предоставленному покупателю интернет-магазином (обычно высылается на электронную почту), в любом банке. Иногда требуется частичная предоплата за товар.
Некоторые интернет-магазины дают возможность купить товар в кредит. Для этого на стадии оформления заказа нужно сделать соответствующую пометку. В любом случае сам кредит оформляется уже в офисе интернет-магазина. На купленный товар обязательно предоставляется гарантия от производителя, выдается гарантийный талон, где указаны адреса авторизованных сервисных центров, обслуживающих бытовую технику и электронику определенных марок. Срок гарантии определяется производителем.
Получить товар можно двумя путями: забрать самостоятельно из офиса или заказать доставку. Как правило доставка платная, а ее стоимость зависит от габарита товара.
Что касается сроков доставки, то они могут варьироваться: если товар есть на складе, то доставка осуществляется в течение дня, если магазин сначала заказывает его у поставщика, то придется ждать дольше. Обычно срок доставки указан в описании товара в каталоге.
Ложка дегтя: чем рискует интернет-покупатель?
На первый взгляд, все просто: выбрать, оформить, оплатить и ждать доставку. Однако, покупая бытовую технику в интернет-магазине, вы должны отдавать себе отчет, что несете определенные риски:
1. Вы не видели сам товар, а только его фото в каталоге, осмотреть его можно будет только на момент доставки.
2. Есть риск получить не тот товар, который вы заказали.
3. Товар может быть поврежден при транспортировке.
4. Не всегда вовремя доставляют покупку, срок доставки может растянуться на неделю и больше.
5. И, наконец, есть риск обмана: покупатель оплатил товар, но так и не получил его. При этом магазин не выходит на связь, на звонки клиента не отвечает. Одним словом — исчезает.
Это не значит, что нужно вовсе отказаться от интернет-покупок, просто следует грамотно подойти к выбору интернет-магазина.
Правила безопасности: как выбрать надежный интернет-магазин?
1. Проверьте, сколько лет уже работает магазин
Многолетний опыт работы уже говорит о том, что фирма серьезная и ей можно доверять.
2. Есть ли фактический адрес и городской телефон?
Очень важный момент — наличие физического адреса, офиса у интернет-магазина, а также стационарного городского телефона. Вся эта информация должна быть размещена на главной странице сайта. Позвоните по указанному номеру, уточните адрес и лично посетите офис магазина. Если на сайте не указан адрес, а всего лишь сотовый телефон, с таким магазином лучше не связываться.
3. Оцените оформление сайта и посещаемость
Серьезный интернет-магазин всегда заботится о том, чтобы сайт был сделан качественно, имел понятный и удобный интерфейс. Высокая посещаемость говорит о том, что сайт популярен и его услугами пользуется много людей. Посещаемость можно посмотреть по счетчику внизу странички.
4. Обратите внимание на домен, на котором размещен сайт
Это обязательно должен быть домен второго уровня с платным хостингом. Серьезные интернет-магазины размещают свои сайты на платных серверах, а не на бесплатных площадках типа narod.ru
6. Слишком низкие цены? Осторожно!
Цены на товары в каталоге. Сравните цены интернет-магазина с ценами конкурентов. Слишком низкая или слишком высокая цена — повод насторожиться.
7. Обратите внимание на способы оплаты
Самый надежный способ – наличная оплата курьеру при доставке или банковской картой в офисе магазина. Предлагая клиенту такие способы оплаты, магазин и сам берет на себя определенные обязательства и затраты. Желательно, чтобы на сайте магазина были выложены его банковские реквизиты. Должны быть четко прописаны способы оплаты, условия, сроки и стоимость доставки. Плюсом является оперативность доставки: значит товар уже есть на складе и вам не придется долго ждать.
8. Оцените ассортимент
Большой ассортимент. Солидный интернет-магазин, как правило, предлагает клиентам большой выбор товара.
9. Проведите «тест на общение»
Даже если магазин вас устраивает по всем критериям, позвоните туда, уточните какие-то характеристики товара, которые вам и так уже известны, — это нужно, для того чтобы понять, как общается менеджер, владеет ли он информацией. Если ответы четкие, исчерпывающие, разговор идет в вежливом тоне, — это характеризует интернет-магазин с положительной стороны.
9. Изучите отзывы клиентов об интернет-магазине
Отзывы тех, кто уже что-то покупал, — это очень ценная информация. Их можно найти в интернете. Неплохо поискать информацию о случаях возврата или обмена товара в интересующий интернет-магазин. Отличный источник информации — родственники или знакомые, пользовавшиеся услугами интернет-магазина.
Когда вы оформите заказ, все же не поленитесь еще раз позвонить в магазин и уточнить цену товара, сумму счета, срок и стоимость доставки, чтобы не получить неприятный сюрприз в виде затянувшегося ожидания или большей суммы покупки. Напомните менеджеру о документах (чек, гарантийный талон). Уточните срок гарантии на изделие и наличие авторизованного сервисного центра по его обслуживанию.
Выбирайте лучше наличную оплату курьеру при доставке или непосредственно в офисе, если будете забирать товар самостоятельно. Перед тем, как отдать деньги и принять товар, тщательно осмотрите его и упаковку. Загляните в техпаспорт изделия и убедитесь, что вам доставили товар в полном комплекте. Если товар поврежден или некомплектен, вы вправе отказаться от него и ничего не оплачивать.
Если вы примете товар, а уже после обнаружите, например, механическое повреждение, претензии от вас магазин уже не примет. Очень важно, чтобы в порядке было не только изделие, но и его упаковка, иначе его не примут в случае возврата в магазин. К тому же, если упаковка повреждена, возможно, этот товар уже кто-то мог вернуть до того, как вы его купили. Если вы оплатили покупку безналичным способом (через банк), сохраните платежку — это доказательство вашей оплаты.
Обязательно потребуйте у курьера (или в офисе) чек и гарантийный талон. Номер и серия на маркировке изделия должны совпадать с номером и серией на гарантийном талоне, поэтому сверьте их.
Помните, что интернет-магазины подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», поэтому вы имеете равные права с покупателями традиционных магазинов.