В жизни человек общается со множеством людей, принадлежащими к разным народам, нациям, языкам, идеям, верованиям. К сожалению, не всегда удаётся найти точки соприкосновения и пути к компромиссу. Недопустимо часто люди возводят свои идеи в абсолют, полагая своё мировоззрение единственно правильными. Идеи расового, религиозного превосходства служат оправданием беспричинного насилия по отношению к другим людям.
Применение экстремальных мер (насилия, убийства, терроризма) для разрешения возникших мировоззренческих противоречий на фоне приверженности к крайним взглядам получило название «экстремизм».
Экстремистская деятельность является антисоциальной, бесчеловечной и преследуется по закону. Например, ст. 282 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 6 лет за высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии или иной социальной группы.
За организацию экстремистского сообщества, ст. 282.1 УК РФ предусмотрено наказание сроком от 6 до 10 лет. За участие в экстремистском сообществе – сроком от 2 до 6 лет.
Также, в соответствии с п. л, ч. 2, ст. 105 УК РФ, за убийство, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, может быть применено наказание вплоть до смертной казни.
Вместе с тем за особо тяжкие преступления (террористическую деятельность) предусмотрена гражданская ответственность родственников и близких осуждённого лица.
Экстремизм является одним из проявлений реакции общества на возникающие в нём кризисы. Однако в отличии от любой другой деятельной реакции экстремизм отрицает компромиссные решения проблемы. Деятельная реакция может быть вызвана у индивидуума потребностью в чувстве общности и неудовлетворённости окружающей обстановкой, граничащей с обидой.
Участие в группировке даёт её участнику чувство общности, сотоварищества, общего дела, «дружеского плеча», которого ему может не хватать в любых других условиях. Отторжение группой может восприниматься им болезненно. При этом участник такого сообщества не обязательно должен быть фактически одиноким – достаточно, чтобы лично он воспринимал себя таковым. Такое восприятие себя может быть спровоцировано отсутствием деятельного участия его близких в жизни такого человека: его близкие могут обеспечивать его физиологическое благополучие, представляя ему «кров и стол», но не проявлять к нему какого-либо иного интереса.
Также экстремистская деятельность воспринимается участником экстремистского сообщества как позитивная деятельность, направленная на улучшение обстановки в обществе. Реальные последствия экстремисткой деятельности, приводящие только к эскалации конфликта и росту напряжённости в обществе, не воспринимаются субъектом экстремисткой деятельности как негативный результат такой деятельности.
Таким образом отсутствие позитивного участия в жизни субъекта может подтолкнуть его к экстремистской деятельности. Чем за частую пользуются организаторы и вербовщики экстремистских сообществ.
Экстремистская деятельность признаётся таковой, если по своему существу или форме она направлена на:
- насильственное изменение социально-политического уклада;
- публичное оправдание терроризма в той или иной его форме;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
- нарушение правопорядка, законной деятельности государственных органов или нарушению прав и свобод человека, а также совершение преступлений по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- оказание помощи в осуществлении или организации экстремисткой деятельности;
- пропаганду и призывы к пропаганде самих экстремистских сообществ и экстремистской деятельности.
Эффективность противодействия экстремизму зависит от координации правоохранительных органов. Координация должна быть более последовательной в выработке и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация и содействие граждан должны минимизировать экстремистскую преступность.