Изготовитель — организация любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие под реализацию товары для личных нужд потребителя. Основной целью их деятельности является производство товаров для последующей их реализации потребителям.
Изготовитель несет ответственность перед потребителем за качество произведенного им товара, вне зависимости от того как «попал» товар в руки покупателя (на прямую или через целую цепочку распространителей, поставщиков, продавцов).
Исполнитель — организация любой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору с целью извлечение им прибыли за счет потребителя.
Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Стандарт. Согласно определению, данному в Законе о защите прав потребителей, под стандартом понимаются не только собственно стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с Законом устанавливаются обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
Товар. В соответствии с Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и иное могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.
Договор. «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса РФ). Учтите, что в договоре не должно быть условий, ущемляющих ваши права потребителя. Если такие условия имеются, то договор признается не действительным! (п.1. ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Отношения между потребителем, изготовителем, исполнителем или продавцом называются договорными. Договор может быть заключен в письменной или устной форме и даже без слов. Вы можете даже не знать, что заключили договор.
Например:
— при ремонте квартиры вы заключаете договор со строительной организацией в письменной форме;
— при сдаче обуви в ремонт вам выдают квитанцию, подтверждающую заключение договора на оказание услуги;
— когда вы оплачиваете проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро, электричке и даже в маршрутном такси (и т.п.), то заключаете договор перевозки.
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Товары должны быть безопасны при использовании в обычных условиях, не требующих какого-либо особого режима, независимо от места жительства, природных, климатических особенностей и др. Такие товары также не должны причинять вред другому имуществу потребителя и не отражаться на его здоровье. Эти требования относятся к сложной бытовой технике, мебели (повесили полку, а она через неделю/год рассыпалась), одежде (материалы из которых она изготовлена должны не наносить вред коже и организму в целом (при ношении которых у людей начинаются мигрени, аллергия, из-за вредных компонентах содержащихся в утеплители и прочее), обуви, отделочным материалам в жилищах, предметам гигиены (помыли голову шампунем, а на следующий день облысели) и другим окружающим нас товарам, разнообразным услугам и работам, выполняемым для удовлетворения нужд гражданина.
Иными словами потребитель имеет право на:
— надлежащее качество товаров, работ, услуг;
— безопасность товаров, работ, услуг для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды;
— информацию о товаре и условия его хранения или применения;
— соответствие требованиям стандарта (если они есть).
— на возмещение ущерба.
Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).
Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
Право на возмещение ущерба: за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок — сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки — сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.
Если условия договора ущемляют Ваши права — они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Если приобретаемый товар требует специальные условия хранения, транспортировки, утилизации или применения Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя. Например, покупая холодильник, продавец «забыл» сказать, что покупку необходимо перевозить строго в вертикальном положении, а вы и понятия не имели об этом, привезли, включили не работает… Смело можете требовать замены покупки, силами продавца/поставщика.
Также, при выборе товара, не стесняйтесь лишний раз позвать продавца для ответа на следующие вопросы:
— пригоден ли он для ваших целей;
— как им пользоваться (обязательно наличие инструкции на русском языке);
— куда обращаться для ремонта, технического обслуживания;
— насколько товар качественный и безопасный в использовании;
— каковы гарантийный срок и срок службы;
— был ли товар в употреблении, имеет ли он видимые или скрытые повреждения (если да, то продавец обязан известить об этом и отметить в письменной форме, на ярлыках товара, товарном чеке или иным способом).
Кроме того, не поленитесь спросить о наличии сведений о соответствий обязательным стандартам. Получение такой информации у продавца гарантирует возложение на него ответственности. В случае получения ненадлежащей (то есть недостоверной, неполной или несвоевременной) информации о товаре, вы приобретаете право на возмещение убытков. Конечно, «молчаливых» покупателей любят продавцы, ибо это прибавляет им шансов выиграть дело в суде, в случае, не дай бог, какой-либо поломки, связанной с вашим не знанием специфики того или иного приобретаемого продукта. Поэтому постоянно обращайтесь к продавцу с вашими вопросами, помните ведь это его работа, просто не хамите и продавец сам подскажет, что лучше взять.