Что является главным плюсом в профессии военного журналиста? Для меня это в первую очередь то, что при многочисленных перемещениях по фронту появляется возможность встречаться и беседовать со множеством интересных людей. Мужественные, отважные, самозабвенно любящие Родину — все они являются источником неисчерпаемого вдохновения. Когда пишешь о таких персонажах, слова сами выходят из-под карандаша и ложатся на бумагу, сплетаются в строки. Рассказанные ими истории врезаются в память, их хочется запечатлеть в повестях и романах.
Командир мотострелковой роты с позывным «Долина» — один из таких людей. Начинал своё участие в специальной военной операции в качестве снайпера, но позже был назначен на командирскую должность, получил офицерское звание.
У «Долины» большой боевой опыт. Он служил в подразделении военной разведки на должности снайпера, за его плечами — вторая чеченская кампания, на его груди — орден Мужества, полученный в далёком 2001 году. За время СВО к нему прибавилось ещё несколько государственных наград. Командир роты и сейчас по праву считается одним из лучших снайперов полка. Даже теперь, когда на него возложены совсем другие обязанности, он всё равно находит время, чтобы поработать со снайперской винтовкой. Когда он берёт её в руки, кажется, что оружие оживает: теперь это не кусок холодного металла, а частичка стрелка, продолжение его тела. Выстрел, второй, третий — все пули ложатся точно в цель.
Снайперы на фронте на вес золота, их ценят и берегут. Несмотря на это, командование батальона перевело «Долину» на другую должность: пожертвовав хорошим снайпером, получили отличного командира. А то что он командир от бога, стало ясно уже после первого боя «Долины». Он помнит его, будто это всё происходило лишь вчера, хотя с того момента прошло уже полтора года.
Далее привожу воспоминания «Долины»:
«Пост Феникс являлся самым опасным на нашем рубеже обороны. До противника меньше пятисот метров, огневой контакт всегда сопровождался обстрелом из танков и миномётов.
Я с группой из шести человек заступили на дежурство. Сумерки быстро сменились непроглядной темнотой. По траншеям гулял ветер, накрапывал мелкий дождь. Казалось, что самое неуютное место в мире — это здесь и сейчас.
У нас, как и у противника в то время ещё не было дронов. Поэтому для организации наблюдения за подступами к позициям в тёмное время мы использовали самый простой и проверенный способ — один из бойцов взбирался на дерево и через тепловизор осматривал окрестности. Так происходило и в этот раз. Когда «Плохой» свалился практически мне на голову с криком, что группа нацистов движется в нашу сторону, я сразу подал команду «К бою!»
Около 20 человек, разбитые на тройки, все в чёрном обмундировании — противник надеялся застать нас врасплох. Начался стрелковый бой. Пули свистели со всех сторон, сверху сыпались ветки, из-за запаха сгоревшего пороха было трудно дышать. Несколько часов я и моя группа отражали накаты неофашистов на пост Феникс. Противник менял направление атаки, пытался обойти нас с флангов — бесполезно. Мои ребята чётко выполняли все команды, никто не испугался и не запаниковал. К утру, оставив на сырой земле с десяток убитых, противник отступил. Это дежурство на посту Феникс я запомнил на всю жизнь».
«Долина» умолчал, но позже его товарищи рассказали, что в том ночном бою снайпер из своей СВД лично уничтожил нескольких неонацистов. Когда требовала ситуация, он откладывал винтовку в сторону и работал из пулемёта Калашникова. Но самое главное, действия старшего группы, его чёткие команды и правильная оценка ситуации не позволили противнику осуществить прорыв. Именно эта ночь и стала отправной точкой в командирской карьере «Долины».
Герои специальной военной операции... Скромные, не любящие упоминать о подвигах, надевающие ордена и медали лишь по большим праздникам. Когда закончится война и они вернутся домой, вы будете ежедневно сталкиваться с ними на улице, в метро, в подъездах своих домов. Вряд ли вы обратите на них внимание — они такие же обычные люди, как и все. Пожалуй, их сможет выдать только взгляд: умудрённый окопной жизнью, закалённый жестокими боями, обожжённый болью потерь...
Олег Цыбульский
Фото автора