Патриотизм – это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей в жизни общества, государства и личности, олицетворяющая собой любовь к своему отечеству. Поэтому в такой необъятной теме как «Российский патриотизм: История и современность» я остановлюсь на знаменательном событии – грядущей годовщине победы в Великой Отечественной Войне.
Минувший 20 век по грандиозности свершений уже назван главным столетием истории, а также его называют и веком России, его трудолюбивого народа. И в первую очередь потому, что мы победили в этой немыслимой войне. История – это дорога в сегодняшний день. Не зря есть поговорка: «Чтобы узнать дорогу – надо ее пройти. Чтобы измерить высоту - надо подняться на вершину». Такой вершиной явилось бремя суровых испытаний - В.О. война, оказавшаяся убедительной проверкой степени сплоченности сложившегося многонационального Российского государства.
Для огромного большинства населения страны понятие «Родина» заключало в себе не только пейзаж, к которому привык каждый человек, его отчий дом, традиции и национальные ценности своего края, но необозримо больше, вся его обширная страна с близкими по духу взглядами, целями в жизни людей.
За свою необъятную Родину убежденно и самоотверженно шел сражаться с врагом гражданин этой великой страны.
Нашему народу многие столетия приходилось отстаивать в борьбе с чужеземцами свою свободу и независимость, так как Русская земля очень часть подвергалась опустошительным нашествиям. В Повести Временных лет написанной монахом Нестером есть такая фраза: «В трех щелочах варено, в трех кровях купано, чище ты чистого Русская земля!». Вот эта необходимость быть в постоянной готовности к отражению захватчиков сформировало многовековое патриотическое чувство. Ведь патриотизм – это и есть служение Родине. Почему же тогда в нашей стране возникла необходимость принять государственную программу патриотического воспитания? Программа патриотического воспитания принята не потому что, а для того, что бы мы учились быть патриотами, чтобы, придавая огромное значение славной победе в Великой Отечественной Войне, мы рассматривали ее не только с точки зрения истории прошлого, но и настоящего, и будущего.
В нашей стране необходимо возрождать общественный патриотизм.
Будущее нашей страны – это дети, молодежь. Я работаю в сельской школе и преподаю историю, часто обращаюсь к своим ученикам с небольшими социологическими исследованиями. Вот и сейчас я спросила у них, что они думают об этой войне, нужно ли изучать историю войны в школе, ведь существуют же мнения о том, что надо забыть и вообще, что значит, для них быть патриотом.
Вот что получилось: о войне, конечно больше, знают старшеклассники. В понятие «патриотизм» они вкладывают разные оттенки. 23 % опрошенных считают, что патриот это тот, кто хорошо работает, учится, не нарушает законы. 21 % считают быть патриотом это значит изучать отечественную историю, сохранять традиции. Для 14 % участвовать в мероприятиях посвященных празднованию победы, для 11 % - быть там, где тяжело и опасно, но необходимо для страны. Таким образом, только каждый 9-й готов жертвовать своим личным благополучием, здоровьем, а может быть и жизнью ради отечества. Да надо признать, что произошли существенные сдвиги в сознании людей. Однако все 100 % опрошенных в том или ином виде считают себя патриотами.
В военно-стратегическом плане великая отечественная война делится на три периода, каждый из которых состоит из компаний и операций. Я думаю, нет нужды сейчас говорить об этих сражениях и компаниях, каждое запечатлелось в наших сердцах еще со школьной скамьи. События начала войны – это не триумфальное шествие фашистской армии. Да, советская армия терпела неудачи, но и закладывала фундамент будущей победы, оказывая вермахту такое сопротивление, что начальник генерального штаба сухопутных войск Гальдер в первые недели войны записал в своем дневнике, что «русские сражаются до последнего человека, гибнут в дотах, но не сдаются». Истинна в том, что советские войны не щадя жизни отстаивали каждую пядь родной земли.
Истинно служили отечеству, каждый как мог и где мог. Даже враги признавали их героизм и мужество, как в повести Б. Васильева «В списках не значится». Его герой – молодой лейтенант Николай Плужников в ночь на 22 июня прибывает на место своей службы в Брестскую крепость. Его нет в списках, но война начинается, и он совсем ни знающий крепости начинает ее защищать, до тех пор, пока видит и слышит, и может двигаться. А потом он, выручает старого человека, которого немцы послали в подземелье крепости вышел из нее совсем седой, сказав: «Крепость не сдана». Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. Все замерли….и вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде вскрикнул команду, и все вскинули оружие «на караул», и он качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему высшие воинские почести. Он был выше всех почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Да, вот такой он, непокоренный русский солдат защитник своего отечества. Сейчас Брестская крепость уже не в нашей стране, но, сколько таких крепостей, городов, сел, да просто траншей было. И защищали их люди разных национальностей, но одной большой страны России, герои, идеалом которых было истинное служение отечеству, которые погибли, но победили духовно и приблизили Победу. Как сказала Ольга Берггольц о великом Ленинграде «Мы победили их, победили морально – мы, осажденные ими»!
Попытки Гитлера в 1945 году объяснить причины побед русской армии следующим образом, что у России огромные пространства, большое терпение и склонность к спокойствию, присущая всем славянам, это попытка обелить себя. Вот что он пишет: «Объяснение терпения русских следует искать в их философии, позволяющей им не рисковать и выжидать - год, поколение, столетие и, если необходимо, до тех пор, пока не придет время для выполнения их планов».
Возможно, доля истины в этом есть, но куда тогда отнести легендарный подвиг десантного отряда под командованием ст. лейтенанта К. Ф. Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков и 12 красноармейцев в марте 1944 совершил дерзкий налет на немецкий гарнизон в г. Николаеве. Восемнадцать атак отразили советские войны в течение суток, уничтожив 400 гитлеровцев и подбив несколько танков. К этому времени советские войска, наступавшие на Николаев в обход, добились решающего успеха. Город был освобожден.
Все 67 участников десанта, из них 55 посмертно, удостоены звания Героя Советского Союза.
Какая сила духа проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом амбразуру вражеского дзота! Кто-то задался вопросом, а есть ли смысл в этом? Ведь крупнокалиберный пулемет в грудной клетке человека делает просто дыру за 2-3 секунды. Однако на войне и это время. Мы знаем об Александре Матросове, а за годы войны 159 человек повторили этот подвиг: среди них узбек Т. Эрджитов, эстонец И. И. Лаар, уроженец Мордовии Игорь Косырев зимой 1943 г. и многие другие.
Героями в этой войне были все и те, кто дошел до амбразуры и те, кто сделали один шаг. Они как ручьи, из которых слагается целая река, океан героизма и мужества. Это и есть патриотизм.
Подвиг самопожертвования, который совершил советский воин, тесно связан с его любовью к народу, жизни.
Среди источников победы на первый план справедливо выдвигается массовый героизм, патриотизм советских людей. Но в наших книгах он до сих пор представлен отдельными подвигами, совершенными в экстремальных условиях. Ничуть не приуменьшая их значимость, пора обратить внимание на главное – коллективный патриотизм всей страны.
Это героизм другого рода – длительный и тяжелый, это ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции, при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях холода и голода.
На своих уроках я стараюсь рассказывать ученикам как можно больше краеведческого материала об их прадедах. Об этих патриотах книг не написано и материал собрат все труднее и труднее с каждым годом, но они не будут забыты до тех пор пока мы о них помним и говорим.
Результат этой работы налицо. В этом году ученица школы победила на муниципальном конкурсе «Ученик года – 2020», защищая проект «Влияние средств массовой информации на формирование патриотизма у молодежи». Наша школа, настоящий центр патриотизма, в котором собран за эти годы материал по разным направлениям и конечно, по Великой Отечественной Войне.
Нельзя забывать о патриотизме, ведь и сегодня гуляют по миру и нацистская свастика и идеи фашизма и международный терроризм, который тоже несет смерть и разрушение. Задача, стоящая перед нами – избавить мир от этого.
9 мая не просто рядовой праздник, в нем главное, что он сохраняет традиции, историческую память, что и есть основа преемственности поколений, основа патриотизма.