Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
- идейно-политическое;
- морально-психологическое;
- физическое воспитание;
- военно-техническая подготовка.
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»? Из опыта работы гимназии, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и ученический актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно.
К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:
- уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
- занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 –х классов;
- организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
- планирование и проведение военно–патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
- спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
- изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
- изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
- изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
- изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
- организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
- изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
- изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
- обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
- просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
- написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
- краткая информация о выходе нового военного законодательства;
- конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
- краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
- краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).