Что такое дружба для детей?

33_2a263Общение со сверстниками ребенку необходимо, с некоторыми из ровесников у него устанавливаются более теплые и тесные отношения – завязывается дружба. По сути, дружба является как средством социализации растущего человека, так и своеобразным индикатором, с помощью которого можно определить степень этой социализации. Ведь в дружеских отношениях дети обретают опыт общения на равных, что невозможно в детско-родительских отношениях и взаимоотношениях с другими взрослыми.
Отношения ребенка с друзьями
Ответ на вопрос, что такое дружба для детей, во многом связан с возрастом ребенка. В дошкольном возрасте обычно взаимодействие выстраивается на потребности иметь товарищей по игре. Поэтому даже взрослые задают малышу вопрос: «А с кем ты в садике играешь?» Соответственно отношения не отличаются устойчивостью. Взрослея, ребенок начинает более осознано относиться к выбору друзей, исходя из общих интересов, совпадений по каким-либо жизненным позициям. Дружеские отношения обретают определенную глубину и устойчивость. Формирующаяся личность начинает осознавать желание обрести близкого человека и учится соотносить свои интересы, цели с потребностями других людей.
Современная жизнь в мегаполисах, да и просто крупных городах, вносит коррективы в отношения детей со сверстниками. Если всего два десятка лет назад в каждом дворе были свои разновозрастные ребячьи компании, дающие ребенку неоценимый опыт становления отношений, где оттачивалось умение выстраивать и поддерживать приятельские отношения, которые часто становились основой дружбы на долгие годы, то многие нынешние дети этого лишены. Родители, понимая, что без дружбы становление полноценной личности невозможно, начинают беспокоиться: ребенок не может найти друзей, как научить ребенка дружить?
Правила дружбы для детей
Родительская тревога о том, что никто не дружит с ребенком, вполне понятна. Не следует искусственно пытаться подобрать ребенку приятелей, ведь «химия» человеческих отношений не зависит от желания других людей. В некоторых случаях переживания, что с ребенком не хотят дружить, безосновательны, потому что в силу особенностей характера он сам не нуждается в близких отношениях со сверстниками.
Научить детей дружить нельзя, но вот развить отдельные составляющие успешного общения с ровесниками возможно. Во-первых, сюда входят коммуникативные умения:
• начинать, поддерживать и заканчивать разговор;
• знакомиться,
• проявлять заботу о других, предлагая помощь и просить о помощи других;
• решать конфликтные ситуации;
• благодарить и принимать благодарность.
Во-вторых, ребенку должны быть знакомы основные каноны дружбы, которых следует придерживаться и справедливо требовать соблюдения правил по отношению к себе. Это требование помогать другу и поддерживать его в сложные моменты жизни, не злословить про близкого человека, делиться с товарищем и пр.
Чрезвычайно важен для растущего человека родительский пример. Обратите внимание на свои отношения с людьми: есть ли у вас друзья? На чем зиждется ваша дружба? Следуете ли вы сами правилам дружбы? Ведь то, что ребенок не умеет дружить, может являться следствием отсутствия примера честных дружеских отношений у родителей.
Выбор друзей для ребенка
Как бы ни хотелось родителям, друзей ребенок себе выбирает сам. Резкое вмешательство в неугодные отношения чревато утратой доверия со стороны собственного дитя. Если друг ребенка вам откровенно не нравится, допустимы следующие способы действия:
1. Попробуйте помочь ребенку обрести новый круг общения, записав его в спортивную секцию или кружок.
2. Постарайтесь, чтобы общение больше происходило на ваших глазах, приглашая приятеля ребенка домой или в совместные поездки. культпоходы. Вполне вероятно, вы увидите, что друг совсем неплох.
3. Если вы понимаете, что существующие отношения угрожают ребенку, следует вывести его на доверительный разговор. При этом не надо обвинять ни самого ребенка, ни его приятеля, а надо вместе с сыном или дочкой проанализировать, что было до начала дружбы, что происходит в настоящем и предложить представить, во что могут вылиться существующие отношения. То есть ребенок должен взглянуть на сложившиеся отношения со стороны.
4. В самых крайних случаях (суицидальные попытки, длительные конфликты и т.д.) следует обратиться за помощью к психологу